По оценке руководителя Центра, важно, что государство смогло сохранить, пройдя непростые 90-е годы прошлого столетия и двухтысячные – отечественную академическую науку, школу, научно-педагогические отношения между учителями и учениками – все, что является характерной национальной чертой и традицией.
«Одним из столпов государственности, безусловно, является историческая память. Именно она формирует очень важные смысловые конструкции, позволяющие каждому из нас идентифицировать себя с государством, чувствовать свою национальную принадлежность, нашу общность. Но неизбежно возникает вопрос, а что такое историческая память? Это совершенно особая категория, имеющая свои подходы, к которым сегодня и педагогическое, и научное сообщество подошло вплотную»
Елена Малышева
Она напомнила, что недавно в Общественной палате России прошел круглый стол «Историческая память: риски деструктивного воздействия», на котором все участники в унисон говорили о необходимости создания национальной школы исторической памяти. Не заимствование и адаптация западных конструкций, а создание именно отечественной, национальной.
«В основе национальной школы исторической памяти лежат три базовых постулата: академические знания, верифицированная информация – архивные документы, и третье, вероятно самое ценное – это межпоколенческий диалог – личная память, которая передается из поколения в поколение. При этом стоит учитывать тот факт, что история стала доступной сферой, а не только прерогативой профессиональных историков. Общественная парадигма заключается в том, что необходимы новые подходы, в том числе на запрос той части молодежи, у которой сформировалось клиповое мышление. Запрос на четкие, понятные ответы также должен быть удовлетворен. Сейчас мы столкнулись с вызовами, на которые необходимо смотреть исключительно с позиции исторического суверенитета»
Елена Малышева